Аннотация к адаптированной образовательной программе дошкольного

образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее — Программа) разработана в соответствии  с  Федеральным  законом  от  29.12.2012  No  273- ФЗ  «Об образовании  в  Российской  Федерации»,  Федеральным  государственным образовательным  стандартом  дошкольного  образования  (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. No1155); санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных образовательных  организаций»  (Утверждены  постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года  No  26  «Об  утверждении  СанПиН»  2.4.3049-13);  образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида;    с  учетом  примерной  адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.

Коррекционная  помощь  детям  с  ограниченными  возможностями здоровья является важным направлением в области образования.  Среди воспитанников  организации  есть  дети  с  ОВЗ — дети  с  тяжёлыми нарушениями речи.  Это  обусловливает  актуальность  «Программы»  и необходимость ее внедрения в практику образования.

Цель  программы    организация    коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий  для  развития  ребенка  с  ТНР  (тяжёлые  нарушения  речи),  его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих  способностей  на  основе  сотрудничества  с  взрослыми  и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Основные задачи коррекционного обучения:

-коррекция дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных

навыков,  звукопроизношения,  слоговой  структуры)  и  развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и

узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

-развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия

по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

-уточнение,  расширение  и  обогащение  лексического  запаса дошкольников с ТНР;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи старших дошкольников;

-развитиекоммуникативности, успешности в общении;

-использование кинезиологических и полифункциональных упражнений для  развития  межполушарного  взаимодействия  у  детей  (зрительно- акустико -тактильно-кинестетико-пространственных   и   временных представлений, а также зрительно-слухо-моторных координаций);

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую  готовность  к  обучению  в  школе,  а  также  достичь основных целей дошкольного образования.

Реализациязадач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе Программы, возможна лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов  (учителя-логопеда,  педагога-психолога,  руководителя  по физической  культуре, музыкальных руководителей) МБДОУ и  родителей.

Особенность построения образовательного процесса в группе для детей с  тяжелыми  нарушениями  речи  заключается  в  создании  структурно

-функциональной  модели,  спроектированной  на  основе  интеграции системного,  компетентностного  и  дифференцированного  подходов, ориентирующих  педагогов  на  овладение  воспитанниками  социальными, здоровьесберегающими,    коммуникативными,    деятельностными, информационными компетенциями.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение

речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей

нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и

звуковой,  и  смысловой  сторон,  при  нормальном  слухе  и  сохранном

интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая  недостаточность  при  общем  недоразвитии  речи  у дошкольников  может  варьироваться  от  полного  отсутствия  речи  до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).В  настоящее  время  выделяют  четыре  уровня  речевого  развития, отражающие  состояние  всех  компонентов  языковой  системы  у  детей  собщим недоразвитием речи (ФиличеваТ.Б.).

В  группекомпенсирующей направленности  с  детьми,  имеющими  тяжелые  нарушения    речи, коррекционное  направление  работы  приоритетно,  так  как  целью  его  является  выравнивание  речевого  и  психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые  навыки,  сформированные  учителем-логопедом.  Кроме  того,  все специалисты   под   руководством   учителя-логопеда   занимаются коррекционно-развивающей  работой,  участвуют  в  исправлении  речевого нарушения  и  связанных  с  ним  процессов.  Воспитатели,  музыкальныйруководитель,  руководитель  по  физическойкультуреосуществляют мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются  физическим,  социально-коммуникативным,  познавательным,речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Результаты  освоения  Программыпредставленыв  виде  целевых ориентиров дошкольного образованияи представляют собой возрастные характеристики  возможных  достижений  ребенка  с  ТНР  к  концу дошкольного образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей    ТНР,  динамики  их  образовательных  достижений,  основанная  на методе наблюдения и включающая:

-педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

-карты индивидуального развития ребенка.

Содержание   коррекционной   образовательной   деятельности обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

осуществление  индивидуально  ориентированной  психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речис учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

возможность освоения детьми с нарушениями речи Программы и их интеграции в МБДОУ.

Основная  задача  коррекционно-педагогической  работы:

создание условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с ТНР тесно  взаимосвязаны  и  взаимодополняютдруг  друга,  что  позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.Каждая ступень Программы включает логопедическую работу и работу по  пяти  образовательным  областям,  определенным  ФГОС  ДО.  Всовокупности  они  позволяют  обеспечить  коррекционно-образовательную работу  с  дошкольниками  с      нарушениями  речи  комплексно  и многоаспектно.

Содержание  коррекционно-развивающей  работы  в  образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период  дошкольного  образования  и  отрабатываются  в  процессе разнообразных видов деятельности.

Дети с ТНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Данные особенности не позволяют детям усваивать в полном объѐме те знания и умения,которым их обучают в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений  и  навыков  в  домашних  условиях.  Невозможно  решить  задачу улучшения качества детской речи без активного участия родителей.

Эффективность  коррекционного  обучения  определяется  четкой организацией детей в период пребывания их в учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей.

В ходе образовательной деятельности детей воспитатель, музыкальный руководитель  и  руководитель по  физической  культуре решают  образовательные  задачи,  предусмотренные содержанием  Программы:  формируют  у  детей  необходимый  и,  в  тоже время, доступный их пониманию объем знаний и умений в той или иной образовательной  области  в  разных  видах  деятельности,  используя разнообразные  формы  работы  (занятия,  режимные  моменты,  игры, прогулки, экскурсии и т.д.), решают коррекционные задачи, закрепляют полученные ребенком речевые навыки.

Реализация  содержания  образовательных  областей  основана  на принципе  тематического  планирования  образовательной  деятельности. Планирование  учитывает  специфику  национальных,  социокультурных  и иных условий,   в которых осуществляется образовательная деятельность.

Тематический  подход  позволяет  оптимальновводить  региональные  и этнокультурные  особенности,  учитывать  специфику  МБДОУ  и образовательные  потребности  участников  образовательных  отношений.

Содержание темы отражается в подборе материалов для центров детской активности в возрастных группах.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) МБДОУ соответствует  требованиям  ФГОС  ДО  и  санитарно-эпидемиологическимтребованиям. Правильно организованная РППС группе и кабинетах учителя-логопеда, педагога-психолога  создает  возможности  для  успешного  устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяетребенку  проявлять  свои  способности  не  только  на  занятиях,  но  и  в самостоятельной  деятельности;  стимулирует  развитие  творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве  уверенности  в  себе,  а  значит,  способствует  всестороннему гармоничному развитию личности.

МБДОУ  располагает  учебно-методической  литературой  по  всем образовательным  областям  развития  детей  дошкольного  возраста: физическому,  социально-коммуникативному,  познавательному,  речевому, художественно-эстетическому  развитию  в  соответствии  с  требованиями ФГОС.

Деятельность администрации и педагогических работников МБДОУ нацелена на совместную работу, тесное взаимодействие, сотрудничество педагогического  коллектива  и  коллектива  родителей,  направлена  на улучшение состояния здоровья и физического развития детей.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования является актуальной и необходимой для работы в учреждении, отражает современные подходы к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

 

 

Аннотация к адаптированной программе ДО для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР)

На основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования  Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем  коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии. В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны  здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное

взаимодействие с учѐтом познавательно-речевых, физических и  психологических возможностей детей.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ  «Детский сад № 222» разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми  документами и локальными актами:

1.Основная образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 222».

2.Нормативно правовую базу разработки Программы для детей с ОВЗ составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Конвенция о правах ребѐнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. вступила в силу 15.09.1990);

5.Конституция РФ (редакция 2013 г.);

6.ФЗ от 24.07.1998 г.№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в РФ;

7.Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;

8.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

(утверждено Минобрнауки Российской Федерации от 27.10.2011г. № 2562).

9.Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 222» комбинированного вида.

10.ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г).

11.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН»2.4.3049-13)

12.«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014. Дети с ЗПР − многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной

незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий  диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью – до  «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации.  В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР 5-7лет направлена на коррекционно-развивающую работу с воспитанниками и представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко  структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в коррекционных группах ДОУ